| ДЕЛО | |
|---|---|
| Уникальный идентификатор дела | 91OS0000-01-2024-000554-98 |
| Дата поступления | 09.07.2025 |
| Категория дела | Об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами (глава 21 КАС РФ) → Об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, представительных органов муниципальных образований → Оспаривание нормативных правовых актов иных органов государственной власти субъекта РФ |
| Судья | Колосова Светлана Ивановна |
| Дата рассмотрения | 14.08.2025 |
| Результат рассмотрения | решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения |
| Основания отмены (изменения) решения | нарушение или неправильное применение норм ПРОЦЕССУАЛЬНОГО права нарушение или неправильное применение норм МАТЕРИАЛЬНОГО права |
| Номер здания, название обособленного подразделения | Третий апелляционный суд общей юрисдикции |
| РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
|---|---|
| Регион суда первой инстанции | 91 - Республика Крым |
| Суд (судебный участок) первой инстанции | Верховный Суд Республики Крым |
| Номер дела в первой инстанции | 2а-33/2025 (2а-275/2024;) ~ М-260/2024 |
| Судья (мировой судья) первой инстанции | Хожаинова Оксана Васильевна |
| ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения Информация о размещении событий в движении дела предоставляется на основе сведений, хранящихся в учетной системе судебного делопроизводства | ||
| Передача дела судье | 09.07.2025 | 14:59 | 09.07.2025 | ||||||
| Судебное заседание | 07.08.2025 | 10:20 | Зал судебного заседания №8 | Объявлен перерыв | 10.07.2025 | ||||
| Судебное заседание | 14.08.2025 | 15:00 | Зал судебного заседания №8 | Вынесено решение | решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения | 08.08.2025 | |||
| Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 04.09.2025 | 13:57 | 04.09.2025 | ||||||
| Передано в экспедицию | 08.09.2025 | 09:28 | 08.09.2025 | ||||||
| УЧАСТНИКИ | |||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
| ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Администрация города Симферополя Республики Крым | 9102048470 | 910201001 | 1149102098749 | |||||
| ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | ГБУ Республики Крым «Центр землеустройства и кадастровой оценки» | 9102243746 | 910201001 | 1189102007962 | |||||
| ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Завальнюк Василий Иванович | ||||||||
| ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Инспекция ФНС России по г.Симферополю | 7707831115 | 1147746392090 | ||||||
| ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | ИП Аметов Сабри Тимурович | ||||||||
| АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым | 9102012080 | 910201001 | 1149102017426 | |||||
| АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Наданян Виталий Левонович | ||||||||
| АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Наданян Евгений Витальевич | ||||||||
| АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Наданян Ольга Васильевна | ||||||||
| ПРОКУРОР | Прокуратура Республики Крым | 7710961033 | 910201001 | ||||||
| АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Совет министров Республики Крым | 9102011424 | 910201001 | 1149102016414 | |||||
№а-1014/2025
УИД 91OS0000-01-2024-000554-98
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Сочи 14 августа 2025 года.
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Колосовой С.И.,
судей Шмидт Т.Е., Фомина М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Морозом В.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело №2а-33/2025 по административному исковому заявлению Наданяна В.Л., Наданян О.В., Наданяна Е.В. о признании недействующими в части распоряжения Совета министров Республики Крым от 18 декабря 2020 года №2039-р «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», распоряжения Совета министров Республики Крым от 24 декабря 2021 года №1760-р «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год», постановления Совета министров Республики Крым от 28 декабря 2022 года №1264 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год»
по апелляционной жалобе Совета министров Республики Крым на решение Верховного Суда Республики Крым от 23 апреля 2025 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Колосовой С.И., возражения представителя административного истца – ФИО, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО, полагавшей, что оспариваемый судебный акт подлежит отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
распоряжением Совета министров Республики Крым от 18 декабря 2020 года №2039-р, опубликованным в первоначальной редакции на официальном сайте Правительства Республики Крым http://rk.gov.ru, 18 декабря 2020 года, утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее – Перечень на 2021 год).
Впоследствии в Перечень на 2021 год вносились изменения распоряжением от 3 июня 2021 года №676-р, Постановлениями Совета министров Республики Крым от 16 декабря 2022 года №1172, от 3 марта 2023 года №177, от 17 мая 2023 года №331.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 24 декабря 2021 года №1760-р, опубликованным в первоначальной редакции на официальном сайте Правительства Республики Крым Крым http://rk.gov.ru, 24 декабря 2021 года, утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее – Перечень на 2022 год).
Впоследствии в Перечень на 2022 год вносились изменения Постановлениями Совета министров Республики Крым от 16 декабря 2022 года №1172, от 17 мая 2023 года №331, от 18 сентября 2023 года №692, от 14 ноября 2023 года №802, от 30 января 2024 года №42, от 17 апреля 2024 года №209, от 16 июля 2024 года №386, от 1 апреля 2025 года №199.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 28 декабря 2022 года №1264, опубликованным в первоначальной редакции в издании Правовой портал исполнительных органов Республики Крым www.rknpa.ru, 28 декабря 2022 года, утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год (далее – Перечень на 2023 год).
В Перечень на 2023 год вносились изменения Постановлениями Совета министров Республики Крым от 28 февраля 2023 года №159, от 11 мая 2023 года №323, от 13 июля 2023 года №490, от 17 ноября 2023 года №813, от 30 января 2024 года №43, от 15 мая 2024 года №265, от 16 июля 2024 года №384, 28 октября 2024 года №633, от 22 января 2025 года №20,от 26 марта 2025 года №187.
В пункте <данные изъяты> Перечня на 2021 год, пункте <данные изъяты> Перечня на 2022 год, пункте <данные изъяты> Перечня на 2023 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, указано нежилое здание с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>.
Наданян В.Л., Наданян О.В. и Наданян Е.В. обратились в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просят признать не действующими со дня принятия пункт <данные изъяты> Перечня на 2021 год, пункт <данные изъяты> Перечня на 2022 год, пункте <данные изъяты> Перечня на 2023 год, в соответствии с которыми включено в названные Перечни нежилое здание, общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>.
Требования мотивированы тем, что на основании вступившего в законную силу решения суда спорный объект недвижимого имущества был признан совместно нажитым имуществом ФИО и ФИО На основании договора дарения земельного участка и нежилого здания от ДД.ММ.ГГГГ ФИО стал собственником объекта недвижимого имущества с кадастровым номером №. По мнению заявителей, здание не отвечает критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку с 2014 года фактически используется как гостиница - отель «<данные изъяты>». В этой связи оспариваемые в части нормативные правовые акты нарушают их права и законные интересы, поскольку незаконно возлагают обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Верховного Суда Республики Крым от 23 апреля 2025 года административные требования удовлетворены, признаны недействующими со дня принятия пункт <данные изъяты> Приложения к распоряжению Совета министров Республики Крым от 18 декабря 2020 года №2039-р «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», пункт <данные изъяты> Приложения к распоряжению Совета министров Республики Крым от 24 декабря 2021 года №1760-р «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год», пункт <данные изъяты> Приложения к постановления Совета министров Республики Крым от 28 декабря 2022 года №1264 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год», в части включения в него нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Советом министров Республики Крым на указанное решение суда подана апелляционная жалоба, в которой апеллянт полагает решение суда незаконным, постановленным с нарушением норм материального и процессуального права, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы указывает, что оспариваемые акты приняты компетентным органом при соблюдении требований к форме, виду, в соответствии с установленной процедурой, при наличии кворума, в надлежащем порядке доведены до всеобщего сведения. Данный объект недвижимости включен в оспариваемые пункты Перечней на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и документации технического учета (инвентаризации) о наименовании объекта недвижимости «офисно-торговый центр», а также ввиду нахождения объекта на земельном участке с кадастровым номером № с видом разрешенного использования «бытовое обслуживание, предпринимательство». Согласно акту обследования объекта недвижимого имущества для определения вида фактического использования здания (строения, сооружения) от 16 декабря 2024 года, составленному Государственным бюджетным учреждением Республики Крым «Центр землеустройства и кадастровой оценки», фактическое использование объекта недвижимости составляет от общей площади здания– 1,13% - офисы и сопутствующая офисная инфраструктура; 0,64% - торговые объекты; 19,9% - объекты общественного питания. По мнению административного ответчика, спорный объект фактически используется для размещения офиса и сопутствующей офисной инфраструктуры, торгового объекта и объекта общественного питания, что составляет 21,67 % от общей площади здания. Спорный объект недвижимости отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и обоснованно включен в оспариваемые пункты Перечней на 2021- 2023 годы.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным истцом представлены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не заявили.
С учетом положений части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, в том числе, принимая во внимание, что информация о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Третьего апелляционного суда общей юрисдикции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на апелляционную жалобу, заслушав пояснения представителя административного истца, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
В силу положений пунктов 9 и 169 постановления Совета министров Республики Крым от 6 августа 2014 года № 242 «О Регламенте Совета министров Республики Крым» Совет министров Республики Крым на основе и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Республики Крым, законов Республики Крым, правовых актов Главы Республики Крым издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Республике Крым, обеспечивает их исполнение.
Официальным опубликованием нормативных правовых актов Председателя Совета министров Республики Крым считается первая публикация их полного текста в газете «Крымская газета» или в официальном сетевом издании «Правовой портал исполнительных органов Республики Крым» (www.rknpa.ru) либо на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Суд первой инстанции, проанализировав положения подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (действующего до 1 января 2023 года), пункта 67 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), статьи 2 Закона Республики Крым от 5 ноября 2019 года №8-ЗРК/2019 «Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Крым порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», статьи 14, 20 Закона Республики Крым от 19 июля 2022 года №307-ЗРК/2022 «Об исполнительных органах Республики Крым», постановления Совета министров Республики Крым от 13 декабря 2019 года № 727 «О вопросах определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений), нежилых помещений и формирования перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Крым, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», сделал верное суждение о принятии оспариваемого нормативного правового акта (и последующих изменяющих его постановлений) уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Из подпункта 2 статьи 15, абзаца первого пункта 1 статьи 399 НК РФ следует, что налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 названного кодекса.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (пункт 1 статьи 403 НК РФ).
Таким образом, оспариваемые в части перечни приняты уполномоченным органом, с соблюдением установленных законодательством требований к форме, порядку принятия и введению в действие, и по данному основанию не оспариваются.
Удовлетворяя административные исковые требования о признании недействующими пункта <данные изъяты> Перечня на 2021 год, пункта <данные изъяты> Перечня на 2022 год, пункта <данные изъяты> Перечня на 2023 год, суд первой инстанции пришел к выводу, что спорный объект недвижимости не соответствует условиям, установленным положениями статьи 378.2 НК РФ и необходимым для включения его в оспариваемые пункты перечней объектов недвижимого имущества в анализируемые периоды.
Из материалов административного дела следует, что административным истцам Наданяну В.Л. и Наданян О.В. на праве общей собственности принадлежало нежилое здание с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>.
На основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО, ФИО и ФИО, право собственности на указанное здание перешло к административному истцу ФИО.
Спорное здание включено в Перечни на 2021 – 2023 годы на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и документации технического учета (инвентаризации), о наименовании объекта недвижимости «офисно-торговый центр», а также ввиду нахождения объекта на земельных участках с кадастровыми номерами №, № с видом разрешенного использования «бытовое обслуживание, предпринимательство».
Таким образом, административные истцы, являясь в юридически значимые налоговые периоды собственниками здания, а значит субъектами правоотношений, регулируемых оспариваемыми распоряжениями Совета министров Республики Крым, обладают правом на обжалование нормативных правовых актов в указанной части.
Проверяя соответствие содержания Перечней на 2021-2023 годы в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из неправомерности включения в них принадлежащего административному истцу здания с кадастровым номером № как не отвечающего ни одному из перечисленных в статье 378.2 НК РФ критериев.
С выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для включения здания в оспариваемые Перечни согласиться нельзя, поскольку он не соответствует фактическим обстоятельствам, основан на неправильном применении норм материального права, что повлекло принятие неверного решения.
Федеральный законодатель указал в статье 378.2 НК РФ, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1); нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 1).
Пунктом 4.1 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства, в Перечень подлежит включению такое нежилое здание, которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Согласно пунктам 4 и 5 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, формирования и ведения перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Крым, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее – Порядок определения вида фактического использования), утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 13 декабря 2019 года № 727 «О вопросах определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений), нежилых помещений и формирования перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Крым, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», перечень определяется на очередной налоговый период по налогу и формируется Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее - Уполномоченный орган) в срок, установленный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ.
Пунктом 6 Порядка определения вида фактического использования предусмотрено, что при формировании Перечня и внесении в него изменений учитываются сведения: а) Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о назначении, разрешенном использовании и наименовании зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, а также о видах разрешенного использования земельных участков; б) Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крым БТИ» о назначении, разрешенном использовании и наименовании зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, содержащиеся в документах технического учета (инвентаризации) объектов недвижимого имущества; в) Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым, органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым о видах предпринимательской деятельности, осуществляемой в зданиях (строениях, сооружениях) и нежилых помещениях, и (или) об использовании объектов недвижимого имущества; г) содержащиеся в актах обследования объектов недвижимого имущества, предоставленных Уполномоченным органом или государственным учреждением, отнесенным к ведению Уполномоченного органа и осуществляющим определенные полномочия Уполномоченного органа (далее - Учреждение); д) представленные в Уполномоченный орган собственниками зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, а также лицами, которым здания (строения, сооружения) и нежилые помещения принадлежат на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления или предоставлены для использования (далее - правообладатели объектов недвижимого имущества).
Сведения, указанные в подпунктах «а», «б», «в» пункта 6 настоящего Порядка, запрашиваются Уполномоченным органом ежегодно по состоянию на 1 октября текущего года в процессе формирования Перечня на очередной налоговый период (пункт 7 Порядка определения вида фактического использования).
Из материалов дела следует, что оспариваемые Перечни на 2021-2023 годы сформированы Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым в соответствии с положениями действующего Порядка определения вида фактического использования. Спорное здание включено в Перечни на основании сведений, содержащихся в ЕГРН и документах технического учета (инвентаризации). Мероприятия по определению вида фактического использования здания до утверждения Перечней на 2021, 2022 и 2023 годы не проводились.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости здание с кадастровым номером № имеет наименование – «офисно-торговый центр», назначение – нежилое, расположено на земельных участках с кадастровыми номерами №, №, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – «бытовое обслуживание, предпринимательство».
На основании заявления собственника объекта недвижимости об исключении принадлежащего ему объекта недвижимости из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 21 декабря 2023 года №937, Государственным бюджетным учреждением Республики Крым «Центр землеустройства и кадастровой оценки» проведено выездное обследование и по результатам составлен акт обследования объекта недвижимого имущества для определения вида фактического использования здания (строения, сооружения) от 16 декабря 2024 года.
10 декабря 2024 года Учреждением проведено выездное обследование объекта недвижимости с кадастровым номером №, по результатам которого 16 декабря 2024 года составлен акт обследования, согласно которому обследуемый объект недвижимого имущества с кадастровым номером № (согласно выписке из ЕГРН) представляет собой пятиэтажное здание, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенное на земельных участках с кадастровыми номерами №, №, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – «бытовое обслуживание, предпринимательство».
При проведении обследования установлено, что на фасаде здания размещены вывески «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», Отель «<данные изъяты>». Помещения номеров оснащены кроватями, стульями, шкафами, тумбочками, душевыми комнатами с санузлами, холодильниками и бытовыми приборами.
Помещения третьего этажа общей площадью <данные изъяты> кв.м являются специально оборудованным местом для оказания услуг общественного питания, в том числе изготовления продукции общественного питания и создания условий для ее потребления. В помещениях расположены: обеденный зал (в помещении размещены столы, стулья), кухня (в помещении размещены тепловое оборудование, холодильное оборудование, посудомоечное оборудование, полки с посудой). Помещения на момент обследования не использовались, на полу и мебели характерный слой пыли.
В помещении четвертого этажа размещена офисная мебель, организационная техника, шкафы с документацией.
Помещение площадью <данные изъяты> кв.м на первом этаже представляет собой торговый объект, в павильоне осуществляется продажа цветов.
По результатам обследования здания Государственным бюджетным учреждением Республики Крым «Центр землеустройства и кадастровой оценки» установлено, что 1,13% площади здания фактически используется для размещения офисов организации, 0,64% от площади здания фактически используется для размещения торговых объектов, 19,9% от площади здания фактически используется для размещения объектов питания.
Акт обследования составлен с учетом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документов технического учета (инвентаризации), техническом паспорте здания от 2007 года.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца пояснил, что сведения о площади здания, содержащиеся в ЕГРН, основаны на технической документации 2007 года, согласно которой общая площадь здания составляет <данные изъяты> кв.м.
Из материалов дела следует, что информация о назначении объекта и виде разрешенного использования соответствующего земельного участка, а также сведения, содержащиеся в технической документации здания, не предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Из технического паспорта и поэтажного плана на нежилое здание (офисно-торговый центр) по адресу: <адрес>, следует, что на первом подземном этаже расположены: коридоры, кладовая, прачечная, подсобное помещение, сушилка, санузлы, комнаты, общей площадью помещений по подвалу <данные изъяты> кв.м; на первом этаже – холл, лифт, лестничная клетка, склад, туалет, коридор, подсобные помещения, кладовая, комнаты, санузлы, бар, общей площадью по 1 этажу <данные изъяты> кв.м; на 2 этаже – лифт, коридоры, лестничная клетка, туалет, санузлы, комнаты, нежилые помещения общей площадью <данные изъяты> кв.м. На третьем этаже – лифт, нежилые помещения, кладовая, кабинет, коридор, туалет – общей площадью <данные изъяты> кв.м; на 4 этаже – коридор, нежилые помещения, комнаты, санузлы, лифт, коридор, балконы – общей площадью по 4 этажу <данные изъяты> кв.м.
Так, согласно техническому паспорту здания по состоянию на 16 ноября 2007 года, площадь помещений третьего этажа составляет <данные изъяты> кв.м (или 19,9% от общей площади здания).
В суде первой инстанции представитель административных истцов в своих письменных пояснениях указал, что с 2014 года по январь 2020 года на третьем этаже размещался ресторан, отметил также, что с января 2020 года помещения третьего этажа не используются в целях размещения ресторана.
Между тем, доводы административного истца опровергаются актом обследования объекта недвижимого имущества для определения вида фактического использования здания (строения, сооружения) от 16 декабря 2024 года, в котором специалист Учреждения отметил, что помещения третьего этажа являются специально оборудованным местом для оказания услуг общественного питания, в том числе изготовления продукции общественного питания и создания условий для ее потребления. В помещениях расположены: обеденный зал (в помещении размещены столы, стулья), кухня (в помещении размещены тепловое оборудование, холодильное оборудование, посудомоечное оборудование, полки с посудой).
Судебная коллегия полагает, что временное неиспользование помещения, специально оборудованного для размещения объекта общественного питания, в частности ресторана, не свидетельствует об изменении вида фактического использования такого помещения.
При этом доказательств, свидетельствующих о том, что помещения третьего этажа здания фактически используются в иных целях, не отвечающих условиям статьи 378.2 НК РФ, административным истцом не представлено.
Таким образом, как на момент формирования Перечней на 2021-2023 годы и вступления в силу оспариваемых в части нормативных правовых актов, так и на момент составления акта обследования 16 декабря 2024 года помещения третьего этажа здания площадью <данные изъяты> кв.м фактически использовались в качестве объекта общественного питания.
Из пояснений представителя административных истцов, а также из акта обследования следует, что помещения подвального этажа, а также помещения первого, второго и четвертого этажей фактически занимает отель «<данные изъяты>».
Вместе с тем, из акта обследования объекта недвижимости для определения фактического использования следует, что 33,2 кв,м (помещения площадью <данные изъяты>.м и <данные изъяты> кв.м), что составляет 1,13% от общей площади здания, фактически используются для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
Представитель административных истцов в суде первой инстанции в своих письменных пояснениях настаивал на том, что помещения четвертого этажа №421 площадью <данные изъяты> кв.м и №422 площадью <данные изъяты> кв.м, наименование которых в техническом паспорте на здание указано как «комната», в юридически значимые налоговые периоды представляли собой рабочий кабинет собственника, в настоящий момент также являются кабинетом ИП ФИО.
Согласно «ГОСТ Р ИСО 6707-1-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Здания и сооружения. Общие термины» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 24 декабря 2020 года № 1388-ст), офисом является пространство (3.2.1.1) внутри здания (3.1.1.3), используемое преимущественно для административной деятельности, (п. 3.2.3.6).
Представитель административных истцов в суде апелляционной инстанции не оспаривал, что ФИО является индивидуальным предпринимателем, а его деятельность связана не только с отелем «<данные изъяты>», но и с деятельностью банного комплекса, расположенного в соседнем здании с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Кроме того, согласно выписке из ЕГРН, ФИО на праве собственности принадлежит объект капитального строительства с кадастровым номером №, также расположенный по адресу: <адрес>.
Таким образом, помещения №421 и №422 площадью соответственно <данные изъяты> кв.м и <данные изъяты> кв.м, расположенные на четвертом этаже спорного здания с кадастровым №, использовались административными истцами в юридически значимые налоговые периоды в качестве офиса в целях ведения деловой и сопутствующей коммерческой деятельности как индивидуальных предпринимателей.
В данном случае, указанные помещения №421 и №422 использовались в целях самостоятельного извлечения прибыли и по смыслу, придаваемому налоговым законодательством для целей налогообложения, фактически являются офисом.
Оснований полагать, что помещения №421 и №422 функционально неотделимы от единого производственного комплекса (отеля «<данные изъяты>»), у судебной коллегии не имеется, поскольку индивидуальный предприниматель в названных помещениях осуществляет деловую и сопутствующую коммерческую деятельность, связанную не только с оказанием гостиничных услуг, но и с оказанием услуг банным комплексом «<данные изъяты>». При этом, как пояснил представитель административных истцов, банный комплекс частью отеля «<данные изъяты>» не является, расположен в отдельном здании с кадастровым номером №.
Указанные обстоятельства не исследованы и не оценены судом первой инстанции.
Вместе с тем, для признания включения объекта недвижимости в Перечень законным суду достаточно было установить его соответствие хотя бы одному из условий, указанных в статье 378.2 НК РФ.
Каждый из приведенных в пункте 4.1 статьи 378.2 НК РФ критериев является самостоятельным основанием для признания объекта недвижимости объектом, использующимся в целях размещения объектов общественного питания и для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
Между тем, данные обстоятельства свидетельствуют о том, что нежилое здание с кадастровым номером № включено в Перечни на 2021-2023 годы обоснованно, поскольку отвечает критериям, предусмотренным установленным подп. 2 п. 3, подп. 2 п. 4, абз. 3 и 4 п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ, так как в юридически значимые налоговые периоды не менее 20 процентов общей площади этого здания (21,03 %) фактически использовалось в целях размещения объектов общественного питания и для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
При таком положении судебная коллегия приходит к выводу, что нежилое здание с кадастровым номером № включено в оспариваемые пункты Перечней на 2021-2023 года правомерно.
Согласно положениям пункта 2 части 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одним из оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального и норм процессуального права, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решениерешение Верховного Суда Республики Крым от 23 апреля 2025 года – отменить.
Принять по делу новое решение, в удовлетворении административных исковых требований Наданяна В.Л., Наданян О.В., Наданяна Е.В. об оспаривании нормативных правовых актов в части – отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение шести месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 августа 2025 года.
Председательствующий:
Судьи:
















